5 типов заказчиков, с которыми лучше не связываться

5 типов заказчиков, с которыми лучше не связываться

Есть такая поговорка: «Не бывает плохих заказчиков, есть люди, которые соглашаются с ними работать». Особенно это актуально для начинающих иллюстраторов, которые вынуждены хвататься за каждую подвернувшуюся возможность. Но есть несколько типов заказчиков, с которыми лучше не связываться, даже если у вас на данный момент совсем нет других заказов.

1. Я не знаю, что хочу, и техническое задание составлять я тоже не хочу

Есть одно нерушимое правило, которое особенно актуально в сфере фриланса: «Нет ТЗ — результат ХЗ». Да, клиент не обязан знать в точности, что он хочет. В ваших силах помочь ему сформулировать внятное техническое задание и утвердить его. Если же заказчик не хочет этого делать, то лучше вообще не начинать с ним работу, иначе в процессе может оказаться, что ему нужна была вовсе не иллюстрация, а к примеру дизайн наружной рекламы или 3Д визуализация.

2. Как-нибудь договоримся

Клиенты, саботирующие подписание договоров — это всегда огромный риск, особенно в случае, если вы работаете с ними впервые и проект достаточно крупный. В конце концов дело может закончиться тем, что вы потратите свои силы и время впустую, если заказчик внезапно пропадёт и перестанет отвечать на ваши письма.

3. Слышь, ты…

Любители панибратства с самых первых писем — это для меня просто красный флаг. Почему-то люди думают, что если они работают с фрилансером, то о деловой этике можно сразу позабыть. От таких людей как правило не приходится ждать уважения к собственному труду, но вполне можно ожидать появление нецензурщины и перехода на личности в процессе работы. Если уж и переходить на «ты» в деловой переписке, то явно не с самого начала сотрудничества, а когда уже сложились более близкие отношения.

4. Вы сначала нарисуйте, а мы потом подумаем нравится нам это или нет

Есть ещё такие заказчики, которые мнят себя чуть ли не богами, снизошедшими до вашего низменного уровня и дарующими манну небесную особо отличившимся. Тут может быть два варианта: бесплатное тестовое задание или скрытый конкурс. В обоих случаях вам предлагают сначала нарисовать что-либо просто так, а потом уже решить — давать вам этот заказ или нет. На мой взгляд, подобные действия оправданы только в случае с начинающими художниками, в которых заказчик не до конца уверен. Во всех остальных случаях — это просто неуважение к труду иллюстратора, особенно если речь идёт о скрытых конкурсах, про которые вам прямо не говорят. Любая работа должна быть оплачена. Точка. Конкурс? Замечательно, но только если я об этом знаю и ничего не имею против.

5. А можно дешевле/бесплатно?

Любители поторговаться, как на базаре. У них всегда найдутся причины, по которым вы просто обязаны снизить цену, сделать скидку или вообще нарисовать им бесплатно. И самое интересное в этом то, что зачастую это далеко не самые бедные люди. Что? Вы ещё смеете назначать такие бешеные цены за свои услуги? Да вы же вообще там сидите и целый день развлекаетесь, рисуя нам картинку. Не хотите ещё доплатить за удовольствие?)

Как писал Омар Хайям: «Ты лучше голодай, чем что попало есть,
и лучше будь один, чем вместе с кем попало». В случае своевременного отказа от сотрудничества с вышеперечисленными клиентами вы выигрываете куда больше, чем теряете. К тому же у вас будет время, которое вы сможете с выгодой потратить на адекватных заказчиков и интересные хорошо оплачиваемые проекты.