Правки в работе иллюстратора. Как не сойти с ума?

Правки в работе иллюстратора. Как не сойти с ума?

О, это дивное слово «правки»… Порой они могут довести до белого каления даже умудрённых большим опытом и сноровкой иллюстраторов. Но так как это неотъемлемая часть нашей работы, то очень важно научиться с этим жить. Поговорим сегодня о том, как снизить уровень стресса и отчаяния в работе иллюстратора.

Когда дело доходит до внесения правок (особенно в большом количестве и не по одному разу), заказчик начинает выглядеть в глазах иллюстратора просто злой Мегерой, которой никак не угодишь. Но все мы люди, и зачастую клиенты действуют на основании каких-то своих доводов и соображений, а не с позиции «а Баба Яга против», имея целью испортить бедному художнику жизнь.

Основные причины, которые стоят за 30-ым раундом правок:

  • Непонимание заказчиком процесса работы с иллюстратором

Возможно, что вы первый художник, с которым он когда-либо работал, и у него просто нет ни малейшего представления, как нужно строить процесс работы и коммуникации. Поэтому важно обсудить все детали вашего сотрудничества «на берегу», до каких-либо активных действий с вашей стороны: рассказать об основных этапах вашей работы, о том, где и в каком количестве ему будет предоставлена возможность внести изменения, оговорить тот факт, что правки не бесконечны и требуют дополнительного времени, назначить лимиты на количество правок, за которым последует увеличение стоимости работы.

  • Отсутствие понимания, что ему конкретно нужно

Как я уже писала в одной из прошлых статей: «Нет ТЗ — результат ХЗ». Не забываем требовать чёткое техническое задание со всеми деталями, чтобы в дальнейшем было к чему апеллировать в случае «а давайте попробуем сделать наших героев животными, а не людьми» или «вы знаете, что-то мне не нравится лес, давайте попробуем перенести место действия на тропический пляж».

  • Отсутствие у заказчика вкуса

Это, наверное, самая скверная причина из всех, потому что с ней очень трудно бороться, но можно заранее предугадать по предложенным примерам иллюстраций, которые нравятся заказчику. Видите перед собой дичайшую дичь — бегите прочь сверкая пятками)))

  • Завышенные ожидания

Часто бывает, что заказчик хочет получить иллюстрацию уровня, например, Ребекки Дотремер, но чтобы стоила она как работа голодного студента, рисующего на коленке. И нанимает обычно того, кто предложит ему самую дешёвую цену. Ну вы и сами понимаете, к чему это обычно приводит…

  • Недостаток опыта у иллюстратора

Такое тоже встречается сплошь и рядом, особенно если вы только начинаете свой творческий путь. И я знаю, как это сложно — совсем не отчаяться и не потерять веру в себя, когда приходится в 30-ый раз перерисовывать какой-то кусок иллюстрации. Но с каждым новым заказом подобных правок будет всё меньше, а ваши работы будут становиться всё лучше, поэтому старайтесь воспринимать правки не как личное оскорбление, а как возможность повысить свои навыки и получить необходимый опыт.

  • Бюрократические проволочки в крупных компаниях

Сегодня ваши наброски смотрит и утверждает один человек, завтра ваши иллюстрации будет обсуждать уже другой отдел, а послезавтра ещё вспомнят про уборщицу Дусю, которая не успела высказаться по поводу героев второго плана, потому что была на больничном. И снова возвращаемся к пункту первому, выясняем особенности процесса работы и утверждений в этой компании. Чем больше людей вовлечено в этот процесс — тем заведомо больше правок вам придётся вносить.

Что же делать, как же быть?

В идеале конечно нужно иметь договор с точно указанным количеством кругов правок и характером этих правок. Так, можно уточнить, что основная часть правок относительно содержания, героев и наполнения иллюстрации должна вноситься на этапе эскиза (2-3 раунда правок), а после утверждения эскиза правки такого рода могут вноситься только за дополнительную плату. Движение к конечному результату должно быть прямолинейным, без лишних откатов на предыдущий этап. Иначе так можно и до пенсии всё перерисовывать.

На этапе обсуждения технического задания задавайте как можно больше вопросов, чтобы всё было понятно. Если заказчик не предоставляет примеры иллюстраций, которые ему нравятся, то предложите свои варианты. Ясность и прозрачность — вот ваше кредо. Туманные «я не знаю» часто заканчиваются отрезвляющим «всё не так, как я себе представлял». То же самое касается и правок.

Если вы получили целую простыню правок и чувствуете, как внутри всё начинает закипать, не пишите гневный ответ сразу. Закройте письмо, пойдите на кухню и заварите себе кружку вкусного чая. Или вообще выйдите прогуляться на полчаса-час. Возможно, что при повторном прочтении письма на свежую голову всё покажется вам не таким уж страшным. Да и эмоции уже будут не такими сильными.

Одна моя знакомая художница предложила интересную идею — предоставлять хорошую скидку, если заказчик не внесёт ни одной правки в процессе работы. Как вам такой вариант?) Мотивирует заказчиков тщательно выбирать иллюстратора, чтобы в полной мере довериться его опыту и профессионализму, а не просто стоять над душой и пытаться рисовать рукой художника.

И в заключении. Правки, как бы тяжело мы их не воспринимали, порой помогают сделать нашу работу лучше. Увидеть то, что мы сами можем вообще не замечать. В конце концов, у вас с заказчиком всегда одна цель — получить в результате вашего сотрудничества отличную иллюстрацию. Поэтому, как завещал кот Леопольд: «Давайте жить дружно!»))