Интервью с Элиной Эллис

Интервью с Элиной Эллис

Сегодня в гостях у моего блога замечательный автор и иллюстратор детских книг Элина Эллис. Наверное, не осталось ни одного рисующего человека среди русскоязычной аудитории, кто бы хоть раз про неё не слышал. Сейчас книги с иллюстрациями Элины печатаются по всему миру. Она сотрудничает с такими известными издательствами как Lion Hudson, Templar, Piccadilly Press, Scholastic, а в прошлом году она даже получила MacMillan Prize за лучшую детскую книгу 2017. Кроме этого Элина создала успешную русскоязычную образовательную платформу для иллюстраторов, где они могут найти необходимую им информацию по ведению креативного бизнеса.

Элина, сейчас, когда вы уже состоявшийся успешный иллюстратор, хорошо вспомнить, как и с чего всё начиналось) Вы писали в своём блоге о том, как решили кардинально поменять свою жизнь в 31 год, находясь при этом в чужой стране и воспитывая сына. Почему ваш выбор пал именно на иллюстрацию? 

Я никогда не думала, что стану иллюстратором. Иллюстрация нашла меня сама. Я всю жизнь рисовала для себя и для друзей, а потом меня случайно нашла украинская писательница Лариса Ницой. Ей понравились мои рисунки, и она предложила мне проиллюстрировать одну из ее книг. Уже в процессе работы я влюбилась в иллюстрацию, и чем больше я рисовала и вникала в эту профессию, чем больше я понимала, что это мое призвание, и что я хочу заниматься именно этим.

Интервью с Элиной Эллис

Как у вас происходил переход из офиса и карьеры экономиста к иллюстрации и фрилансу? Был ли он постепенным или вы сразу рубили с плеча? Сколько времени понадобилось, чтобы полностью стать свободным художником?

Я работала по специальности — экономистом в большой компании в Англии. Это была хорошая работа. Комфортная. Но я достигла потолка и понимала, что в этой компании развиваться мне дальше некуда. Приблизительно в это же время в моей жизни появилась иллюстрация. Сначала я рисовала по вечерам, ночам, выходным, а утром шла на основную работу. Постепенно иллюстраторских заказов становилось все больше. Где-то через год рисования я ушла на пол ставки на основной работе и стала работать по пол дня, а еще через год я решила рискнуть, и перейти полностью на свободные хлеба. Так что переход был постепенным, но все равно было очень страшно, и я понятия не имела, смогу ли я прокормить себя новой профессией.

Частично уход с работы стимулировали и другие обстоятельства. У меня заболел папа, и мне пришлось все бросить, и ехать за ним ухаживать. Потом папа умер, и ухаживать пришлось за мамой. А потом я решила снова пойти учиться и получить Магистра по предмету Детской Иллюстрации. У меня был комплекс по поводу отсутствия высшего художественного образования, и мне очень хотелось заполнить этот пробел. Поэтому я решила переезжать в Кембридж, и начинать там не только новое образование, но и новую полноценную карьеру иллюстратора. Это был  большой риск. Я не была уверенна, что у меня все получится, но я была совершенно уверенна, что я буду жалеть, если не попробую. 

Интервью с Элиной Эллис

 

Итак, первая ваша книжка была выпущена украинским издательством. Было ли страшно впервые браться за такой крупный заказ (насколько я помню, вы эту книгу рисовали на протяжении целого года)?

Мне не было страшно, но это скорее потому, что я не знала, во что я ввязываюсь. А потом уже не могла бросить на пол пути, хотя иногда мне казалось, что я не справлюсь, что я откусила больше, чем могу прожевать. Ведь я ничего не знала и не умела. Я училась в процессе. Училась иллюстрации, осваивала графические программы,  изучала издательский бизнес, основы типографии — все, что мне может пригодиться. Но не смотря на то, что процесс был мучительным и долгим, я получала от всего какой-то ни с чем не сравнимый кайф. Я просто с головой нырнула в иллюстрацию, и мне совершенно не хотелось из нее выныривать. Я почувствовала, что нашла свое призвание, что это — МОЕ дело, и что этот первый заказ пришел ко мне не случайно.

Интервью с Элиной Эллис

И в это же время вы начали покорять международный рынок) Какие были ваши первые шаги к работе с иностранными издательствами? 

Я создала свой блог на английском и свой сайт. В блоге регулярно писала статьи. Показывала свои рисунки на всех соц платформах — Фейсбук, Пинтерест, Инстаграм. Сделала портфолио на Беханс. Постепенно ко мне начали приходить первые заказы. Ко мне обратилось крупное арт агентство и предложило меня представлять на международном рынке. Я согласилась, хотя Агентство брало 30% комиссионных от каждого заказа, но я рассудила, что 70% от чего-то — это лучше, чем 100% от ничего. На тот момент для меня главное было — опыт работы. Работа не заставила себя долго ждать. Агентство регулярно представляло интересные заказы. Я училась и развивалась. Через несколько лет плодотворной работы с агентством я поняла, что и его переросла. Теперь у меня свой Литературный Агент, так как я теперь не только иллюстратор, но и автор. Это уже совсем другая песня.

Интервью с Элиной Эллис

Я читала, что в самом начале своего творческого пути вы нарисовали и напечатали серию открыток и разослали их по своей базе потенциальных клиентов. Дало это какие-то результаты? И проводили ли вы в дальнейшем подобные рассылки? 

Я считаю, что дало. Большинство издателей не ответило, разумеется. Некоторые ответили, что будут иметь меня в виду, а одно предложило проиллюстрировать книгу. Так что я считаю, что усилия не прошли даром. В этому году я отправила в издательства мой новый календарь. Правда список издательств изменился. Теперь отправляю в топ 15, с кем бы мне действительно хотелось работать. Надеюсь, что и он принесет мне новые интересные заказы. Хорошо рисовать — мало, нужно, чтоб ваши рисунки были у издателей перед глазами. Тогда у вас будет гораздо больше шансов. Иначе в потоке классных картинок в интернете вас могут просто не заметить.

Интервью с Элиной Эллис

Первый иностранный заказ на книжку-картинку, какой он был? В чём принципиально отличалась работа с английским издательством от работы с украинским? С какими трудностями вы встретились?

А вот я уже и не помню, какой заказ был первым. Почти все, что я делаю — для иностранных издательств. Я гораздо лучше разбираюсь именно в работе с ними. И они все примерно одинаковые — очень приятные люди, очень профессиональный подход, и большое уважение к работе иллюстратора. Обычно — это диалог и совместная работа, нежели выполнение четких поручений. У меня крайне редко бывают разногласия с клиентами. Я пришла в профессию иллюстратора из бизнеса. Я знаю, как правильно и культурно вести переговоры, и как добиваться нужных результатов не переходя на личности и не портя отношений. Но в европейских издательствах еще существует и свой код вежливости. Принято немного поговорить о погоде, спросить, как прошли выходные, пожелать хорошего дня. Такой себе small talk. Мелочь — а приятно. Мы же детские книжки создаем, а не карбюраторы, в конце-то концов :)))

Интервью с Элиной Эллис

Как обстоит дело с коммуникацией? Достаточно ли заказчикам письменного общения с иллюстратором посредством электронной почты или они предпочитают разговаривать по скайпу? Были ли у вас в практике такие случаи, когда издательство настаивало на личной встрече? 

По скайпу я никогда ни с кем не общалась. Раньше со всеми заказчиками общалась только по электронной почте. Но чем выше мой профессиональный уровень и востребованность, тем важнее личный контакт. Теперь меня регулярно приглашают в крупные издательские дома в Лондоне, и все серьезные встречи, обсуждения новых проектов проходят уже вживую. Это важно, если у издательства на счет тебя серьезные планы. Мы, можно сказать, становимся друзьями. На встрече чаще всего присутствует несколько человек — издатель, главный редактор, арт директор, возможно еще пару дизайнеров. Кроме того, крупные издательства регулярно проводят встречи и вечера для всех своих художников и авторов, чтоб все знакомились и общались. Это полезно для бизнеса, это сближает людей и способствует зарождению новых идей.

Интервью с Элиной Эллис

Вернёмся к теме с крупным агентством. Вы говорите, что несколько лет плодотворно сотрудничали с ним в начале своей карьеры. С другой стороны, я встречала несколько резко негативных отзывов от иллюстраторов про работу с арт-агентами. Стоит ли сейчас рассматривать новичкам этот вариант продвижения на рынок или нет? И есть ли подводные камни, о которых хорошо бы знать заранее?

Ой, это большая и серьезная тема. Я подробно об этом говорю в своей лекции ПРОФЕССИЯ ИЛЛЮСТРАТОР. Но если коротко, то я считаю, что Агентство может быть очень полезно, особенно на первых порах, пока о вас еще никто не знает. Есть свои плюсы и минусы, но плюсов больше. Другое дело, что агентство нужно подбирать тщательно, опять же, ориентируясь на международный рынок. Это должно быть серьезное агентство со стажем, с офисами в Европе и Америке, с серьезной базой как художников так и клиентов. Контракты с агентствами тоже бывают разные, но коротко об этом не расскажешь.

Интервью с Элиной Эллис

Элина, я читала недавно ваш пост про распорядок дня, и хочу вам сказать, что вы просто мега-продуктивный человек!) Но в связи с этим у меня такой вопрос — настигал ли вас когда-нибудь при таком темпе жизни творческий кризис или выгорание? Если да, то как вы с этим справляетесь?

Случалось конечно, я же живой человек. Но я привыкла прислушиваться к своему организму, и не насиловать себя, если чувствую, что начинаю сдавать позиции. Во-первых, я стараюсь не работать по выходным и устраивать себе разгрузочные дни, во-вторых, я очень люблю короткие каникулы — уехать в другой город или страну на 3-4 дня, сменить обстановку, не думать о работе. Я обычно быстро восстанавливаюсь. Мне достаточно пары дней отдыха, чтоб снова захотелось работать. Регулярный спорт тоже помогает. В нашем деле главное — страсть, живой интерес к работе, беспрерывное желание создавать что-то новое. Я без этого уже не могу.

Интервью с Элиной Эллис

И снова возвращаясь к теме производительности. Вы работаете одновременно над 3-4 книгами.  Чтобы работать в таком темпе нужно ведь очень быстро рисовать!) Сколько приблизительно времени у вас уходит на одну иллюстрацию (разворот)? И как обстояли с этим дела в начале вашей карьеры?

Да, я быстро рисую. Это связано не только с тем, что высокая производительность повышает рентабельность проекта, но и с тем, что у меня short attention span. Не знаю, как это перевести, но я быстро теряю концентрацию, я не могу на один рисунок убивать недели. Он мне надоедает, и уже хочется рисовать новое. Поэтому я выработала такую технику, которая позволяет мне рисовать быстро. Другое дело, что идеи могут рождаться долго. На это я трачу больше всего времени. Но в среднем — эскиз на разворот — пару дней, и подготовка финальной иллюстрации в цвете — пару дней. В промежутке могут быть еще пару дней на правки от клиента. Если это мой личный проект, где я и автор и иллюстратор, то там только на разработку идеи и подготовительную работу я могу убить пол года. Так что все относительно.

Интервью с Элиной Эллис

Ну и в заключении, ваш личный топ-5 книг для иллюстраторов (можно на английском).

Топ 5 назвать сложно. Я настоящий книжный червь, особенно если дело касается иллюстрации. У меня очень много книг, и все они по-своему полезны. В каждой я нашла что-то интересное для себя. Но раз нужно 5, то могу порекомендовать эти:

  1. Муза и Чудовище Яны Франк. Толковая книга об организации творческого человека и его деятельности. Многие советы из этой книги взяла себе на заметку.
  2. Профессия Иллюстратор Натали Ратковски — тут все о разных приемах развития воображения и нестандартного мышления для иллюстраторов.
  3. The Bloomsbury Guide to Creating Illustrated Children’s Books — полезная книжка для новичков. Тут обо всем по чуть-чуть. Книга дает хорошее общее представление о процессе создания детской книги, и что нужно иметь в виду. Но в ней есть далеко не все.
  4. Becoming a Successful Illustrator by Derek Brazil and Jo Davies — Книга о ведении иллюстраторского бизнеса. Ориентирована не только на детскую иллюстрацию. Там тоже много полезных советов.
  5. A Life in Illustration (The most famous illustrators and their work) — большая красивая книга. Одна из моих любимых. Здесь собраны рассказы разных иллюстраторов о том, как они добились успеха, и вообще об их творчестве и карьере. Хорошее чтиво перед сном.

Но опять же, я перечитала все книги об иллюстрации и творческом бизнесе на всех доступных мне языках. И не только книги. Ни в одной из них я не нашла ответы на все свои вопросы, поэтому я все переварила, проанализировала, структурировала, и создала свои видео-лекции. В них выжимка из всех ресурсов пропущенное через призму моего личного опыта и опыта моих коллег по кисточке и перу. Все самое важное и полезное, и уже на русском языке. Так что если бы меня сейчас спросили — во что инвестировать, чтоб понять бизнес и вообще всю кухню детской иллюстрации — я бы сказала — в мои уроки. Это не реклама и не хвала себе любимой. Это констатация факта. Если бы в свое время у меня был доступ ко всей этой информации в такой доступной форме, возможно моя карьера иллюстратора развивалась гораздо более стремительно и менее болезненно 🙂

Интервью с Элиной Эллис

А! Вот еще какую книгу могу порекомендовать! Я о ней говорю и в своих лекциях — Children’s Writers’ and Artists’ Yearbook. Это что-то типа справочника, который обновляется и выходит каждый год. В ней собрано не только немало интересных статей от разных специалистов в индустрии детской книги, но так же и список всех международных издательств, арт агентств, полезных конкурсов, и еще куча всего. Это просто настольная книга, если вы серьезно настроены пробиться на международный рынок, как иллюстратор.

Спасибо вам, Элина, за столь подробное и интересное интервью!) Лично мне удалось почерпнуть для себя много нового, вдохновиться ещё раз вашей историей успеха, а также вашим боевым настроем. Ведь и правда, как вы постоянно пишете: «Выше нас только звёзды!»))