Взаимодействие автора и иллюстратора

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Сегодня в мой блог заглянула моя хорошая подруга и по совместительству замечательный иллюстратор Марина Рудько. За свою творческую карьеру ей довелось поработать с крупными и мелкими издательствами и компаниями, и получить определенный опыт взаимодействия с авторами, переводчиками и издателями, о котором Марина и расскажет подробнее в своем рассказе.

«Мне довольно часто приходилось рассказывать иллюстраторам, которые только начинают свой творческий путь о подводных камнях профессии, о том, как важно иметь план и четкие представления что, как и для чего ты делаешь. Сегодня я хотела бы посмотреть на ситуацию под другим углом и побыть омбудсменом интересов иллюстраторов в другой творческой среде — среде авторов, которые хотели бы издать свою книгу с ярким, красочным и продающим оформлением, но пока еще не очень уверено ориентируются в этом, или авторов, которые хотели бы услышать альтернативный взгляд на уже известную им информацию.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Зачем книгам для взрослых иллюстраторы? Обложка как продающий элемент оформления.

Ответ на вопрос не так очевиден. Мы привыкли, что детская и подростковая литература немыслима без иллюстраций, а вот зачем красивое оформление для взрослой литературы, если мы продаем только текст. Казалось бы – броский цвет, крупное название, корешок в контраст и але-оп! Можно и на полку. Зачем тратить деньги, силы и время?

Обложка — это красивая упаковка продукта, чем более коммерчески выигрышной она будет, тем больше шансов, что ее купят и прочитают. Это продающий элемент. Можно обойтись без дешевого эпатажа, но подумать над изюминкой стоит. Поэтому во всех издательствах сложилась практика, что обложки либо заказывают за большие деньги у художника (обложка стоит дороже иллюстраций, как правило), либо ими занимается профессионал-дизайнер, который умеет грамотно подать информацию. В любом случае, экономить на оформлении хотя бы силы и время означает подрезать будущей книге крылья.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Места обитания иллюстраторов

Вот мы определились, что оформление необходимо. Встает логичный вопрос, где искать исполнителя наших идей. Биржа фриланса, специализированные сайты, агентство или сарафанное радио-где лучше искать?

На самом деле все зависит от того, какой бюджет вы хотите потратить на оформление и каким количеством свободного времени согласны пожертвовать. Я как человек «с другой стороны стены» — рекомендую специализированные сайты (Behance, Dribble, Illustrators), иллюстраторские  агентства(например, Bang! Bang!) и социальные деловые сети (LinkedIn).

Очень важный момент, если вы решите разместить объявление на крупных иллюстраторских порталах, детально обдумайте тон, стиль и информативность текста — то насколько хорошо он передает суть работы, требования и пожелания. Качественные исполнители как правило очень хорошо подмечают всю информацию и не любят терять время с неуверенными заказчиками, которые плохо представляют, что в итоге они хотят получить. Иногда всем везет найти «своего» человека, но хотите ли вы играть в рулетку или получить гарантированный результат.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Как выбрать иллюстратора? Неочевидные вещи в портфолио

Самый простой способ найти иллюстратора — просмотреть ряд портфолио на специализированных ресурсах, задав ограничивающие параметры сообразно своим желаниям и потребностям. Если вы придумали концепт будущей книги, ее целевую аудиторию и свой бюджет, то задать ограничение не составит труда. Вы уже четко представляете хотите ли Вы детальную акварель, сложное многоуровневое 3D или что-то очень простое. Поиск идет по категориям или ключевым словам. Практически на всех ресурсах есть раздел с топовыми портфолио и если вы не хотите терять время, можно сразу обратится к ультра профессионалам. Но гнаться за количеством лайков у автора, тоже не всегда разумно. Потратив чуть-чуть сил на поиск и анализ портфолио можно найти исключительно талантливых людей, которые без условно украсят ваш проект.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Итак, на что следует обратить внимание:

  • Портфолио должно быть максимально монолитным либо по стилю, либо по тематике. Если у автора в подборке работ и жуткие монстры, и милые феи и станковая графика и комикс и разностильные эскизы, то скорее всего процесс становления еще идет и результат может быть весьма непредсказуем. Если нужно сделать сразу, четко и быстро, то это не ваш вариант;
  • Если вам покажется, что ту или иную работу вы уже где-то видели, или слишком много используется известных фото-референсов, то рисковать не стоит. Отвечать за плагиат будете и вы в том числе;
  • Профессиональное портфолио обычно четко структурировано и по работам можно понять, с какой целью их создавали и где использовали. Безумные арт-хаузные концепты — это шикарно, но…
  • Если вам очень понравилось портфолио, но вы очень хотите, для своей книги другой стиль, формат и технику, совет –не тратьте время и не мучайте иллюстратора требованием сделать так, как хотите. Если иллюстратор начинает рисовать в чужеродном ему стиле выходит ненатурально, неэффектно и затратно по ресурсам. Эксперименты лучше ставить в других условиях. Ищите другого исполнителя;
  • Трезво оцениваете возможности своего кошелька и временные рамки. Чудес не бывает: если работы иллюстратора сложные, шикарные и выполнены в трудоемкой технике, то это по умолчанию будет дорого и небыстро. Не один или два дня. Над некоторыми портфолио работают два или три человека, выполняя разные стадии работы. Если сомневаетесь, сколько займет такой труд времени и сил, и как выполнена техника-уточните у профессионалов. Потом может оказаться, что ваши желания физически невыполнимы за ваше время и ваш бюджет.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Тонкая грань между творцом и исполнителем

В европейской правовой системе авторские права неотторжимы. Передать можно имущественные права на использование изображения. И условия должны четко оговариваться на берегу. Автор создает пусть даже и по заказу иллюстрации, которые вы можете выкупить в даже единоличное пользование, но автором он быть не перестанет. Во всем, что четко не оговорено в документах, закон на стороне автора.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Простые и бюджетные способы оформить издание

Если бюджет не позволяет вам подойти к оформлению книги персонифицировано и потратить на это время и силы, на помощь могут прийти фотобанки (микростоки). Это огромные базы разнообразных изображений. Картинку вы можете купить по тому или иному виду подписки либо по расширенной лицензии. Виды и характер лицензий  и их условия могут отличатся в разных фотобанках, но суть одна — вы дешево и сердито получаете изображение, не претендующее на исключительность. Одну и ту же картинку могут использовать по всему миру для разнообразных целей. Купив иллюстрацию  скажем на обложку, вполне можно обнаружить ее же на постельном белье и на кружках.

Взаимодействие автора и иллюстратора. Марина Рудько

Эпилог. О, этот дивный издательский мир!

Что происходит, когда к взаимодействию автора и иллюстратора подключается выпускающий редактор? Маленький спойлер — происходит усложнение процесса коммуникации. Тоже самое касается и менеджеров агентств. Потому что если вы нашли иллюстратора через агентство иллюстрации или издательство, попытайтесь сразу выяснить на берегу ключевые требования посредников к оформлению книгу. У издательств есть свой стиль, система работа, корпоративная этика и куча предписаний и норм. Зачастую соблюсти все не нарушив задумки креативщиков и авторов текста практически нереально. Есть еще технический редактор, который вполне обосновано может «зарезать» вашу работу исходя из того, что это просто неосуществимо технически. Поэтому прежде чем довести работу до логического завершения, при наличии сомнений и спорных моментов, стоит обсудить это со всеми сторонами процесса.

В заключение хочу сказать, что несмотря на все сложности, процесс оформления книги очень увлекательный и жизнеутверждающий. И если вы разумно подходите к процессу и учитываете разные важные вещи и этические и юридические моменты, то работа с иллюстратором может быть прекрасным творческим опытом.»