3 главных качества профессиональных фрилансеров

Качества профессиональных фрилансеров

В последние недели несколько раз встречала в обсуждениях нелестные отзывы о фрилансерах, которые пишут заказчики. Мол, подводят часто, пропадают, взяв аванс, не отвечают на звонки-письма и т.д. Это всё достаточно печально, потому что такие вот недобросовестные «товарищи» подрывают своими действиями не только собственную репутацию, но и в целом доверие к фрилансу со стороны клиентов. Поэтому сегодня расскажу про 3 самых главных качества профессиональных фрилансеров, которые отличают их от зелёных новичков и просто безалаберных исполнителей.

1. Умение делать работу вовремя

Вы можете мне сейчас сказать, что я прямо капитан Очевидность, но далеко не все фрилансеры понимают важность дедлайна. Как пишут сами заказчики, особенно часто с этой проблемой они сталкиваются именно среди творческих людей — дизайнеров, иллюстраторов. В лучшем случае — это задержки на день-два. В худшем… Ну я думаю вы сами догадались. Не пришла долгожданная муза, не сошлись планеты в небе, творческий кризис нагрянул. И проект безвозвратно просрочен.

Но давайте начистоту. Мы люди хоть и творческие, но кушать хочется всегда, приходит к нам муза или нет. Поэтому умение работать без Её Величества — это один из ключевых навыков, без которого просто никуда. Вдохновение — это как погода за окном. Светит солнце — отлично, льёт дождь — что ж, оденемся потеплее и возьмём с собой зонтик.

Теперь про планеты и звёзды. У всех у нас в жизни бывают какие-то совсем адские форс-мажоры, когда просто физически не можешь работать. Я стараюсь учитывать эту возможность сразу и добавлять в свои сроки несколько дополнительных дней (как правило, это 25-30% от необходимого мне на работу времени). Но бывают ситуации, когда подобная «подушка» не спасает (например, если проект очень срочный). Тут возможны два варианта: можно выкроить дополнительное время из выходных-праздников или добавить пару лишних рабочих часов в дни, когда сможешь вернуться к работе; а если всё настолько плохо, что даже это не сможет помочь успеть выполнить всё в срок, то тогда нужно садиться и обсуждать с заказчиком возможные варианты, и делать это как можно раньше. Не стоит ждать до последнего дня в надежде, что всё как-то само утрясётся. Честность — лучшая политика.

2. Стабильно высокое качество работ

Ещё одно важное качество фрилансера — предсказуемость. Заказчики, выбирая вас в качестве исполнителя, руководствуются вашим портфолио как мерилом. И если не оговорено иное (например, некоторое снижение качества, упрощение ради ускорения сроков), то клиент ожидает от вас получить работу по уровню не хуже, чем представлена у вас на сайте. Отговорка «и так сойдёт» может сыграть вам плохую службу. Поэтому определённая степень перфекционизма к себе всё-таки бывает очень полезна в нашем деле. Стремитесь быть лучше, развиваться и совершенствовать свои навыки — это всегда окупается в долгосрочной перспективе.

3. Доступность для обратной связи и срочных вопросов

Возьмите себе за правило отвечать на письма-сообщения заказчиков в течении 2-3 часов с момента их получения. Не обязательно постоянно быть на связи (хотя конечно это большой плюс). Вы можете выделить несколько отрезков времени в течении дня, чтобы сесть и разобрать всю свою электронную почту, ответить на сообщения в скайпе и социальных сетях. И вообще — держите заказчика в курсе дел. Не стоит создавать себе репутацию таинственного художника, выходящего из сумрака только в момент представления готовой работы. Но конечно не стоит также клиента заваливать сообщениями про каждый свой чих. Разумный подход к коммуникации — вот ваше кредо.

В заключении хочется сказать, что репутация профессионала — это неоспоримый плюс в нашем деле. Довольный заказчик как правило вернётся к вам ещё, а может даже и не один. В то же самое время, сорванные сроки, некачественная работа или вообще таинственное исчезновение со всех радаров может не только убить на корню всю вашу деятельность, но и кардинально повлиять на решение отдельно взятого заказчика пользоваться услугами фрилансеров.